Моделирование виртуального окружения для пилотируемых миссий по исследованию лунной поверхности
PDF

Ключевые слова

пилотируемый космический корабль
Луна
мягкая посадка
система виртуального окружения

Как цитировать

1.
Мальцев А.В., Тимохин П.Ю., Страшнов Е.В. Моделирование виртуального окружения для пилотируемых миссий по исследованию лунной поверхности // Успехи кибернетики. 2022. Т. 3, № 4. С. 46-53. DOI: 10.51790/2712-9942-2022-3-4-06.

Аннотация

в работе рассматривается задача виртуального моделирования процесса управления пилотируемым космическим кораблем в рамках исследовательских миссий по освоению лунной поверхности, предполагающих выполнение посадки на нее. Данная задача является актуальной ввиду необходимости изучения естественного спутника Земли в ближней и среднесрочной перспективе. Разработанные решения основаны на применении современных технологий виртуальной реальности, когда окружающая человека среда полностью заменяется на виртуальный прототип. Рассматривается предлагаемая для решения поставленной задачи структура системы виртуального окружения, которая включает в себя аппаратный блок, программный комплекс и цифровые модели. Моделирование движения и посадки виртуального прототипа космического корабля осуществляется путем расчета сил тяги реактивных двигателей и основано на синтезе оптимального управления с реализацией критериев быстродействия (для переориентации корабля) и минимального расхода топлива (для торможения корабля). При этом разработанное управление формируется в виде обратной связи по показаниям виртуальных датчиков и обеспечивает стабилизацию, переориентацию, торможение и мягкую посадку космического корабля на поверхность Луны. Моделирование лунной поверхности выполняется на графическом процессоре с использованием детализированных текстур Луны и адаптивной триангуляции сетки высот. Апробация показала адекватность предложенных решений поставленной задаче и их применимость при реализации современных видеотренажеров подготовки космонавтов.

https://doi.org/10.51790/2712-9942-2022-3-4-06
PDF

Литература

Boletsis C. The New Era of Virtual Reality Locomotion: A Systematic Literature Review of Techniques and a Proposed Typology. Multimodal Technologies and Interaction. 2017;1(4):1–17. DOI: 10.3390/mti1040024.

Селиванов В. В., Селиванова Л. Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения. Образовательные технологии и общество. 2014;17(3):378–391.

Алтунин А. А., Долгов П. П., Жамалетдинов Н. Р., Иродов Е. Ю., Коренной В. С. Направления применения технологий виртуальной реальности при подготовке космонавтов к внекорабельной деятельности. Пилотируемые полеты в космос. 2021;1(38):72–88. DOI: 10.34131/MSF.21.1.72-88.

Liu Yuqing and others. VR Simulation System for EVA Astronaut Training. Proceedings of AIAA Space 2010 Conference & Exposition. Anaheim California, 2010. DOI: 10.2514/6.2010–8696.

Cater J. P., Huffman S. D. Use of the Remote Access Virtual Environment Network (RAVEN) for Coordinated IVA-EVA Astronaut Training and Evaluation. Presence: Teleoperators & Virtual Environments. 1995;4(2):103–109. DOI: 10.1162/pres.1995.4.2.103.

Garcia A. D., Schlueter J., Paddock E. Training Astronauts Using Hardware-in-the-Loop Simulations and Virtual Reality. AIAA SciTech Forum. Orlando, FL, 2020. DOI: 10.2514/6.2020-0167.

Михайлюк М. В., Мальцев А. В., Тимохин П. Ю., Страшнов Е. В., Крючков Б. И., Усов В. М. Система виртуального окружения Virsim для имитационно-тренажерных комплексов подготовки космонавтов. Пилотируемые полеты в космос. 2020;37(4):72–95. DOI: 10.34131/MSF.20.4.72-95.

Михайлюк М. В., Торгашев М. А. Визуальный редактор и модуль расчета функциональных схем для имитационно-тренажерных комплексов. Программные продукты и системы. 2014;4:10–15.

Landau L. D., Lifshitz E. M. Mechanics. 2nd edition. Course of Theoretical Physics. Vol. 1. Pergamon Press; 1969.

Catto E. Iterative Dynamics with Temporal Coherence. In Game Developer Conference. 2005;1–24.

Scholten F., Oberst J., Matz K. D., Roatsch T., Wahlisch M., Speyerer E. J., Robinson M. S. GLD100:¨ The Near-Global Lunar 100 m Raster DTM from LROC WAC Stereo Image Data. Journal of Geophysical Research: Planets. 2012;117:1–12. DOI: 10.1029/2011JE003926.

Мальцев А. В., Тимохин П. Ю., Трушин А. М. Методы распределенной визуализации виртуальных объектов с использованием мультитекстурирования на основе смешивания материалов. Вестник кибернетики. 2018;29(1):110–115.

Lunar Reconnaissance Orbiter Camera. North of Boguslawsky Crater DTM. Режим доступа: https: //wms.lroc.asu.edu/lroc/view_rdr/NAC_DTM_BOGSLWSKY1.

Astropedia. Lunar and Planetary Cartographic Catalog. Moon LRO LROC WAC Global Morphology Mosaic 100m v3. Режим доступа: https://astrogeology.usgs.gov/search/map/Moon/LRO/LROC_WAC/Lunar_LRO_LROC-WAC_Mosaic_global_100m_June 2013.

Mikhaylyuk M. V., Timokhin P. Y., Maltsev A. V. A Method of Earth Terrain Tessellation on the GPU for Space Simulators. Programming and Computer Software. 2017;43(4):243–249. DOI: 10.1134/S0361768817040065.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.