Система ограничений задачи оптимизации учебного плана для направления «Информатика и вычислительная техника»
PDF

Ключевые слова

анализ
матрица парных сравнений
экспертное оценивание
учебный план
оптимизация
система ограничений

Как цитировать

1.
Юрчишина М.В., Бушмелева К.И. Система ограничений задачи оптимизации учебного плана для направления «Информатика и вычислительная техника» // Успехи кибернетики. 2024. Т. 5, № 1. С. 82-91. DOI: 10.51790/2712-9942-2024-5-1-10.

Аннотация

представлено описание системы ограничений для задачи оптимизации учебного плана направления «Информатика и вычислительная техника». Математическая модель оптимального учебного плана может иметь различные виды целевой функции в зависимости от потребностей составителя. При этом система ограничений выделяет множество допустимых значений, и на практике можно использовать ее решение даже без целевой функции. Кроме базовых ограничений на значения номеров семестров и суммарной трудоемкости дисциплин в учебном году, в систему включены ограничения, которые касаются необходимости установления определенной последовательности некоторых связанных дисциплин. На основании экспертного мнения, полученного путем анкетирования в форме матриц парных сравнений, выделены группы связанных дисциплин и установлены логические соотношения между номерами семестров, в которые их следует установить. При обработке результатов матриц парных сравнений использован новый вариант трактовки. Введено понятие коэффициента очередности дисциплин, имеющее локальный смысл для преобразования в значение номера семестра

https://doi.org/10.51790/2712-9942-2024-5-1-10
PDF

Литература

Ларичев О. И., Петровский А. Б. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития. Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. 1987;21:131– 164.

Сараев А. Д., Щербина О. А. Системный анализ и современные информационные технологии. Труды Крымской Академии наук. Симферополь: СОНАТ; 2006. С. 47–59.

Халин В. Г. Системы поддержки принятия решений: учеб. и практикум для вузов / под ред. В. Г. Халина, Г. В. Черновой. М: Издательство Юрайт; 2023. 494 с.

Алексахин С. В., Николаев А. Б., Строганов В. Ю. Моделирование связности дисциплин учебного плана в системе дистанционного образования. Информационные технологии в образовании (ИТО-2001). Секция 3. ИТ в открытом образовании: мат. XI Международ. конф.-выставки. М.: МИФИ; 2001.

Лавлинская О. Ю. Ранжирование учебных дисциплин с использованием экспертных оценок. Моделирование систем и информационные технологии: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. Ч. 2. Воронеж: Научная книга; 2006. С. 80–83.

Юрчишина М. В., Бушмелева К. И. Математическое моделирование процесса оптимизации учебного плана высшего образования. Фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и инновационные проекты: сб. тр. нац. науч.-практ. конф. М.: РТУ МИРЭА; 2022. C. 141–144.

Юрчишина М. В., Бушмелева К. И. Экспертное оценивание структуры и состава группы математических дисциплин учебного плана для студентов бакалавриата по направлению «Информатика и вычислительная техника». Фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и инновационные проекты: сб. тр. нац. науч.-практ. конф. М.: РТУ МИРЭА; 2023. C. 702–708.

Вентцель Е. С. Исследование операций. М.: Высшая школа; 2001. 208 с.

Рыков А. С. Системный анализ: модели и методы принятия решений и поисковой оптимизации. М.: Издательский Дом МИСиС; 2009. 608 с.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.