Аннотация
представлено описание системы ограничений для задачи оптимизации учебного плана направления «Информатика и вычислительная техника». Математическая модель оптимального учебного плана может иметь различные виды целевой функции в зависимости от потребностей составителя. При этом система ограничений выделяет множество допустимых значений, и на практике можно использовать ее решение даже без целевой функции. Кроме базовых ограничений на значения номеров семестров и суммарной трудоемкости дисциплин в учебном году, в систему включены ограничения, которые касаются необходимости установления определенной последовательности некоторых связанных дисциплин. На основании экспертного мнения, полученного путем анкетирования в форме матриц парных сравнений, выделены группы связанных дисциплин и установлены логические соотношения между номерами семестров, в которые их следует установить. При обработке результатов матриц парных сравнений использован новый вариант трактовки. Введено понятие коэффициента очередности дисциплин, имеющее локальный смысл для преобразования в значение номера семестра
Литература
Ларичев О. И., Петровский А. Б. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития. Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. 1987;21:131– 164.
Сараев А. Д., Щербина О. А. Системный анализ и современные информационные технологии. Труды Крымской Академии наук. Симферополь: СОНАТ; 2006. С. 47–59.
Халин В. Г. Системы поддержки принятия решений: учеб. и практикум для вузов / под ред. В. Г. Халина, Г. В. Черновой. М: Издательство Юрайт; 2023. 494 с.
Алексахин С. В., Николаев А. Б., Строганов В. Ю. Моделирование связности дисциплин учебного плана в системе дистанционного образования. Информационные технологии в образовании (ИТО-2001). Секция 3. ИТ в открытом образовании: мат. XI Международ. конф.-выставки. М.: МИФИ; 2001.
Лавлинская О. Ю. Ранжирование учебных дисциплин с использованием экспертных оценок. Моделирование систем и информационные технологии: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. Ч. 2. Воронеж: Научная книга; 2006. С. 80–83.
Юрчишина М. В., Бушмелева К. И. Математическое моделирование процесса оптимизации учебного плана высшего образования. Фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и инновационные проекты: сб. тр. нац. науч.-практ. конф. М.: РТУ МИРЭА; 2022. C. 141–144.
Юрчишина М. В., Бушмелева К. И. Экспертное оценивание структуры и состава группы математических дисциплин учебного плана для студентов бакалавриата по направлению «Информатика и вычислительная техника». Фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и инновационные проекты: сб. тр. нац. науч.-практ. конф. М.: РТУ МИРЭА; 2023. C. 702–708.
Вентцель Е. С. Исследование операций. М.: Высшая школа; 2001. 208 с.
Рыков А. С. Системный анализ: модели и методы принятия решений и поисковой оптимизации. М.: Издательский Дом МИСиС; 2009. 608 с.