Аннотация
в статье сформулирована проблема при разработке учебных материалов: не уделяется должное внимание психоэмоциональной составляющей как характеристике, влияющей на восприятие учебного текста. Значимость данной проблемы подчеркивается на этапе распространения личностно ориентированного и самостоятельного подходов к образованию с применением генеративных языковых моделей в формировании образовательного контента. Произведен анализ традиционной и инновационной технологии разработки учебных текстов, где выявлена необходимость в методах тонального анализа для формирования определенного окраса учебных текстов. Применение системы анализа эмоциональных окрасов учебных текстов позволяет адаптировать учебные материалы под требуемые условия и повысить их качество восприятия учащимися, устранив психоэмоциональные барьеры в образовательной деятельности.
Литература
Новожилов А. М. Проблема образования и квалификации как философская проблема информационного общества. Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2024;21:132–140. EDN: OBOOHI.
Швецова Н. А., Хорошева Е. И. Проблема ценностей и ценностного отношения к образованию в условиях информатизации общества. Евразийский гуманитарный журнал. 2021;1:101–111. EDN: TJADND.
Хивренко А. В., Соляников В. С. Дистанционное образование как форма современного образования. Инновационные научные исследования. 2021;11–1(13):118–126. DOI: 10.5281/zenodo.5732706.
Старикова А. В. Познавательные барьеры в обучении студентов. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014;1:106–114. DOI: 10.51314/2073–2635-2014-1106–114.
Учурова С. А. Современный педагог: новый мир – новая педагогика – новые роли. Вопросы педагогики. 2022;3–2:242–246. EDN: CPTTIB.
Аванесов В. Применение педагогических измерений и новых образовательных технологий для модернизации образования. Педагогические измерения. 2015;1:3–28. EDN: TUFWCB.
Дорогавцева И. С. Советский учебник как объект ностальгии в современной российской культуре. Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2024;1(19):80–90. DOI: 10.21209/2658–7114-2024-19-1-80–90.
Вишнеков А. В., Ерохина Е. А., Иванова E. M., Трубочкина Н. К. Особенности учебного процесса подготовки it-специалистов в условиях возрастания возможностей генеративного искусственного интеллекта. Инженерное образование. 2023;34:123–135. DOI: 10.54835/18102883_2023_34_11.
Мороз Л. С. Методы определения надежности и валидности тестов для контроля знаний. Труды БГТУ. Физико-математические науки и информатика. 2010;6:176–179. EDN: TGUDXD.
Пастухова Е. В., Романова Ю. С., Афанасьева О. В. Анализ эффективности социальнообразовательных учреждений: методы и модели мониторинга успешности учащихся. Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2023;12:104–119. DOI: 10.24412/2304–120X-202311129.
Найденова Е. В., Морозова А. С. Взаимосвязь между адаптированностью и психическим состоянием в учебной деятельности у студентов 1 курса. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2023;4(6):99–108. DOI: 10.23947/2658–7165-2023-6-4-99–108.
Усынина К. М., Михайлова К. В. Особенности психоэмоционального состояния обучающегося в условиях дистанционного обучения. Инновационная наука. 2021;7:141–144. EDN: ZQGYHO.
Сизова В. В., Крижовецкая О. М. Педагогическая эмпатия как фактор успеваемости учащихся. Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2021;2(25):48–53. DOI: 10.46573/2409–1391-2021-2-48–53.
Пиотровская Л. А. Эмоциогенность текста: психологический и лингвистический аспекты. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2023;1(22):28–38. DOI: 10.15688/jvolsu2.2023.1.3.
Митина Г. В. Психология эмоций и мотивации. Уфа: БГПУ; 2020. 110 с.
Лукашевич Н. В. Автоматический анализ тональности текстов: проблемы и методы. Интеллектуальные системы. Теория и приложения. 2022;1(26):50–61. EDN: IIBYWS.
Майорова Е. В. О сентимент-анализе и перспективах его применения. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. 2020;4:78–86. EDN: TAGOBD.
Мусаев Р. Р., Гериханов З. А. Языковые модели в образовании. Современные тенденции развития информационных технологий в научных исследованиях и прикладных областях: сборник докладов IV Международной научно-практической конференции. Владикавказ. 2023:90–94. EDN: BDTIKT.
Сенько Ю. В., Мясникова О. В. Создание учебных текстов в процессе обучения. Мир науки, культуры, образования. 2016;4(59):71–73. EDN: WWHNVJ.
Карамзина А. Г., Сильнова С. В. Системный анализ и моделирование процесса разработки программ дополнительного профессионального образования. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. 2021;2:94–108. DOI: 10.17308/sait.2021.2/3507.
Сысоев П. В. Этапы разработки учебных материалов для предметно-языкового интегрированного обучения. Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020;3:169–178. EDN: KVBRCL.
Матвеева Е. И. Этапы создания программ и учебников по литературному чтению (из опыта работы 2000-х годов). Проблемы современного образования. 2014;6:201–218. EDN: TFQCZH.
Пластинина Н. А., Григорьева Е. С. Создание базового образовательного контента для дистанционного обучения. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;1(53):48–55. DOI: 10.36906/2311–4444/20-4/07.
Одинокая М. А., Баринова Д. О., Андреева А. А. Принципы разработки учебных дидактических материалов нового типа при иноязычной подготовке магистрантов инженерного профиля. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020;3(9):197–200. DOI: 10.26140/anip-2020-09030044.
Ефимов В. Н., Ефимова Н. Ю., Лазурцева Е. А. Теоретические основания проектирования образовательного процесса, ориентированного на ФГОС, ГИА и ЕГЭ. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012;4:8–14. EDN: PBTILF.
Раковская О. Л. Пути улучшения качества образовательного процесса. Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014;4:113–117. EDN: SARGML.
Паскова А. А. Возможности интеграции технологий генеративного искусственного интеллекта в процессы формирующего оценивания в высшем образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;2(16):98–109. DOI: 10.47370/2078–1024-2024-162-98–109.
Паскова А. А. Практические аспекты применения ChatGPT в высшем образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;3(15):67–74. DOI: 10.47370/2078–1024-2023-15-3-67–74.
Апаева С. Х., Каирбекова Б. Д., Цой В. И., Мельничук Ю. С. Инновационные инструменты как средства педагогического образования и деятельности. Вестник Инновационного Евразийского университета. 2024;1(93):24–30. DOI: 10.37788/2024-1/24–30.
Тихонов Д. В. Информационные технологии в цифровой экономике. М.: Финансовый университет; 2024. 144 с. ISBN: 978-5-6048031-7-2.