Моделирование звука в системах виртуального окружения
PDF

Ключевые слова

система виртуального окружения
источник звука
пульт управления
библиотека Miniaudio

Как цитировать

1.
Саблин И.П., Михайлюк М.В., Омельченко Д.В., Кононов Д.А. Моделирование звука в системах виртуального окружения // Успехи кибернетики. 2025. Т. 6, № 2. С. 92–99.

Аннотация

в работе представлена технология и методы реализации подсистемы звука в системах виртуального окружения. Основное внимание уделено вопросам внедрения акустических компонентов в 3D-сцены и разработке программного обеспечения для управления звуком. В качестве решения предлагается метод подготовки объектов типа «Источник звука» в системе трехмерного моделирования 3DS MAX с последующим экспортом в целевую платформу. Для реализации звука в реальном времени разработано программное обеспечение, обеспечивающее динамический расчет позиций источников звука и слушателя. Предложена классификация источников звука на стационарные (гудок, сирена, рупор и т.д.), динамические (работа лифта, холостой ход и звук двигателя робота под нагрузкой и др.) и природные (например, дождь или град различной интенсивности), а также методы определения моментов звукового сопровождения и проигрывания звуковых файлов. Для стационарных источников предложена методика создания виртуальных пультов управления с функциями включения и выключения звука, регулировки громкости и паузы. Апробация предлагаемых методов и подходов была проведена в созданном комплексе виртуального окружения VirSim. Результаты апробации показали адекватность предлагаемых решений и их применимость для моделирования звука в системах виртуального окружения.

PDF

Литература

Russ M. Sound Synthesis and Sampling. Focal Press; 2012. 464 p. DOI: 10.4324/9780080481043.

Cornelis Pieter van den Doel. Sound Synthesis for Virtual Reality and Computer Games. Ph.D. thesis, University of British Columbia; 1998. 186 p. DOI: 10.14288/1.0051161.

Nuora J. Introduction to Sound Design for Virtual Reality Games: a Look into 3D Sound, Spatializer Plugins and Their Implementation in Unity Game Engine. Bachelor’s thesis, Tampere University of Applied Sciences; 2018. 47 p.

Schreier M. Audio Server for Virtual Reality Applications. A dissertation submitted in partial fulfilment of the requirements for the degree of Master of Science. Brunel; 2002. 75 p.

Github Miniaudio. Режим доступа: https://github.com/mackron/miniaudio?tab=readme-ov-file#readme.

Документация Miniaudio. Режим доступа: https://miniaud.io/docs/.

Михайлюк М. В., Мальцев А. В., Тимохин П. Ю., Страшнов Е. В., Крючков Б. И., Усов В. М. Система виртуального окружения VirSim для имитационно-тренажерных комплексов подготовки космонавтов. Пилотируемые полеты в космос. 2020;37(4):72-95. DOI: 10.34131/MSF.20.4.72-95.

Документация OpenAL. Режим доступа: https://openal.org/documentation/.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.