Аннотация
в работе представлена функциональная модель системы поддержки принятия решений, предназначенной для формирования оптимального учебного плана в сфере высшего образования. Обоснована актуальность и значимость проектируемой системы поддержки принятия решений. Обозначены типы математических моделей и алгоритмов работы, которые будут составлять основу для решения задач принятия решений в проектируемой системе. Построение модели выполнено с использованием стандарта функционального моделирования IDEF0. В соответствии с выбранными математическими моделями и алгоритмами построена контекстная диаграмма, дающая представление о системе в целом, диаграмма декомпозиции первого уровня, отражающая модульную структуру системы и дающая представление о возможных аспектах оптимизации учебного плана, а также построены диаграммы декомпозиции второго уровня для каждого модуля системы, поясняющие функционирование системы.
Литература
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженеров по специальности 220200 — Автоматизированные системы обработки информации и управления. Минобрнауки России; 1995. 88 c.
Федеральный государственный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника от 19 сентября 2017 г. № 929. Минобрнауки России; 2017. 21 с.
Конструктор учебных планов. Режим доступа: https://edsoo.ru/konstruktor-uchebnyh-planov.
АС Планы. ММИС Лаборатория. Режим доступа: https://www.mmis.ru/Portals/0/Download/Plany/InstrPlDemo.htm.
Тришкова А. В., Магомедова М. К., Томашевский Ю. Б. Сравнение учебных планов компетентностно-ориентированных основных профессиональных образовательных программ высшего образования на основе графовых моделей. Инновационные технологии в обучении и производстве: материалы XVI Всероссийской заочной научно-практической конференции. Волгоград; 2021:165–168.
Зыкова Т. В., Вайнштейн Ю. В., Носков М. В. О графовой модели учебного плана образовательной программы. Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы VIII Международной научной конференции. Красноярск; 2024:109–113.
Кузьмина Е. А., Низамова Г. Ф. Формирование учебного плана на основе графовой модели. Информатика и образование. 2020;5(314):33–43. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-5-33-43.
Сеньковская А. А. Математическое моделирование и методы оптимизации учебного процесса вуза (на примере задач формирования рабочих учебных планов): дис. канд. техн. наук. Омск; 2021. 154 с.
Сеньковская А. А., Фураева И. И. Алгоритмы оптимизации рабочих учебных планов. Математическое и компьютерное моделирование: сборник материалов IV Международной научной конференции. Омск; 2016:91–93.
Сеньковская А. А., Фураева И. И. Моделирование и оптимизация процесса распределения человеческих ресурсов и аудиторного фонда вуза на основе анализа учебных планов. Математические структуры и моделирование. 2017;2(42):119–126. DOI: 10.24147/2222-8772.2017.2.119-126.
Юрчишина М. В., Бушмелева К. И. Математическое моделирование процесса оптимизации учебного плана высшего образования. Фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и инновационные проекты: сборник трудов Национальной научно-практической конференции. Москва; 2022:141–144.
Юрчишина М. В., Бушмелева К. И. Алгоритмическая модель СППР «Оптимальный учебный план». Моделирование систем и процессов. 2024;4(17):84–95. DOI: 10.12737/2219-0767-2024-17-4-84-95.
Юрчишина М. В. Обобщенный алгоритм работы системы поддержки принятия решений «Оптимальный учебный план». Инновационные, информационные и коммуникационные технологии: сборник XХI Международной научно-практической конференции. Сочи; 2024:393–397.
Алексахин С. В., Николаев А. Б., Строганов В. Ю. Моделирование связности дисциплин учебного плана в системе дистанционного образования. Информационные технологии в образовании (ИТО2001). Секция: 3. ИТ в открытом образовании: материалы XI Международ. конф.-выставки. М.: МИФИ; 2001.
Лавлинская О. Ю. Ранжирование учебных дисциплин с использованием экспертных оценок. Моделирование систем и информационные технологии: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Научная книга; 2006. Вып. 3. Ч. 2. С. 80–83.
Бабкина О. М., Бабкин Е. А. Об оптимизации учебных планов. Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006;7:19-20.
Кривицкая М. А. Проектирование автоматизированной системы синтеза рабочего учебного плана направления высшего образования. Вестник Сургутского государственного университета. 2013;2:20-22.
Юрчишина М. В., Бушмелева К. И. Подход к формированию групп связанных дисциплин для обучающихся бакалавриата по направлению «Информатика и вычислительная техника». Успехи кибернетики. 2023;4(2):54–60. DOI: 10.51790/2712-9942-2023-4-2-08.
Сапожник К. В. Концепция подсистемы подбора коэффициента важности дисциплин. Фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и инновационные проекты: сборник трудов Национальной научно-практической конференции. Москва; 2023:698–701.