Использование элементов искусственного интеллекта в виртуальных помощниках преподавателя
PDF

Ключевые слова

цифровые образовательные платформы
технологии искусственного интеллекта
виртуальные ассистенты преподавателя

Как цитировать

1.
Бесшапошников Н.О., Дьяченко М.С., Леонов А.Г., Мащенко К.А. Использование элементов искусственного интеллекта в виртуальных помощниках преподавателя // Успехи кибернетики. 2020. Т. 1, № 3. С. 15-22. DOI: 10.51790/2712-9942-2020-1-3-2.

Аннотация

Современное образование находится на рубеже цифровой эпохи в преподавании, когда повсеместно внедряются новые методы обучения с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий для дистанционных форм общения между педагогом и слушателями, автоматизации образовательного процесса с применением нейронных сетей и машинного обучения. Разрабатываемые цифровые образовательные среды и платформы не только позволяют учителю готовить и предоставлять школьникам и студентам учебный материал в удобной цифровой форме, которые доступны им в любом месте земного шара через сеть Интернет, но и существенно увеличивают нагрузку на преподавателя ростом объема необходимого для подготовки занятий образовательного контента. При этом преподаватель на дистанционной форме обучения фактически вынужден находиться круглые сутки на связи со своими слушателями. Использование цифровых образовательных сред с автоматизированной проверкой заданий позволяет освободить педагога от части рутинной работы. Другая возможность состоит в использовании в курсах виртуальных ассистентов преподавателя чат-ботов, обученных с помощью нейросетевых технологий отвечать на широкий круг вопросов студентов, без участия педагога. В статье излагаются результаты исследования и разработки подобных виртуальных помощников педагога. Одновременно указывается, что собранный материал диалогов бота со студентами позволяет использовать результаты для косвенного анализа успеваемости студента и формирования персональных образовательных траекторий.

https://doi.org/10.51790/2712-9942-2020-1-3-2
PDF

Литература

Кого в бизнесе скоро заменят чат-боты – 5 преимуществ виртуальных помощников. Режим доступа: https://probusiness.io/tech/3172-kogo-v-biznese-skoro-zamenyat-chat-boty-5-preimushchestv-virtualnykh-pomoshchnikov.html.

Айларов А. Рынок чат-ботов в России: итоги 2018 года. Режим доступа: https://comnews.ru/digital-economy/content/116845/2019-01-09/rynok-chat-botov-v-rossii-itogi-2018-goda.

Гатулин Р. Р., Колупаева Д. А. Использование мессенджера Telegram для реализации технологии электронного обучения в вузе. Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017;11-12(15-16):31–33. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-messendzhera-telegram-dlya-realizatsii-tehnologii-elektronnogo-obucheniya-v-vuze.

6 Ways Artificial Intelligence and Chatbots Are Changing Education. Режим доступа: https://www.techolac.com/education/6-ways-artificial-intelligence-and-chatbots-are-changing-education/.

Carbonell J. AI in CAI: An Artificial-Intelligence Approach to Computer-Assisted Instruction. IEEE Transactions on Man-Machine Systems. 1970;11(4):190–202.

Sumikawa Y., Fujiyoshi M., Hatakeyama H., Nagai M. Supporting Creation of FAQ Dataset for E-learning Chatbot. Intelligent Decision Technologies. 2019. Pp. 3-13. DOI: 10.1007/978-981-13-8311-3_1.

Hsiao-Kuang Wu E., Lin C., Ou Y., Liu C., Wang W., Chao C. Advantages and Constraints of a Hybrid Model K-12 E-Learning Assistant Chatbot. IEEE Access. Pp. 1-1. 10.1109/ACCESS.2020.2988252.

Аббакумов А. А., Сидоров Д. П., Егунова А. И. Использование мессенджеров для информирования слушателей учебных заведений. Образовательные технологии и общество. 2018;21(3):330-336. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-messendzherov-dlya-informirovaniya-slushateley-uchebnyh-zavedeniy.

A Comparative Analysis of ChatBots APIs. Режим доступа: https://activewizards.com/blog/a-comparative-analysis-of-chatbots-apis/.

Open Source Conversational AI. Режим доступа: https://rasa.com.

API для чат-ботов. Режим доступа: https://vk.com/dev/bots_docs.

Бесшапошников Н. О., Леонов А. Г., Прилипко А. А. Цифровизация образования – новые возможности управления образовательными треками. Вестник кибернетики. 2018; 2:154–160.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.