Аннотация
Представлен взгляд авторов на более широкую трактовку дефиниции цифровой образовательной платформы. Накопленный опыт работы использовании ФГОС 3++ показывает, что цифровая платформа – это не столько программное решение, реализующее для пользователей различного уровня подготовки доступ к обучающему материалу, сколько система, позволяющая проектировать и реализовать образовательные программы с учетом требований федеральных образовательных стандартов, а также обеспечить эффективную подготовку специалистов через индивидуализацию образовательных траекторий. Результат статьи — это обобщение опыта авторов по разработке магистерских программ и их реализации в тесном сотрудничестве университета и градообразующего предприятия. Систематизированы подходы к формированию фреймворка компетенций и их реализации через смешанный формат обучения. Решение обозначенной проблемы не представляется возможным без применения новых подходов к описанию (формализации) области исследования. На основании публикаций по рассматриваемому вопросу, с учетом перспективности использования семантического анализа жизненного цикла образовательной программы рекомендуется применение онтологического моделирования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы преподавателями-практиками при разработке курсов дисциплин, которые могут быть имплементированы в цифровую образовательную платформу.
Литература
Дмитриев И. В., Торский Р. Б., Кравченко С. В. Цифровая платформа как технология проектирования образовательной траектории школьников в модели дополнительного образования «Территория интеллекта». Научно-педагогическое обозрение. 2019;5(27):107-116. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-platforma-kak-tehnologiya-proektirovaniya-i-realizatsii-obrazovatelnyh-traektoriy-shkolnikov-v-modeli-dopolnitelnogo/viewer. DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-107-116.
Гимранов Р. Д. Построение моделей УМК на базе теории графов. Управление жизненным циклом информационных бизнес-систем. Компетенции: сборник статей / Под редакцией О. Ю. Латыповой. Сургут, 2014. С. 27-32.
Шполянская И. Ю., Мирошниченко И. И. Онтологическая модель информационно-образовательной среды учебного подразделения вуза. Вестник РГЭУ РИНХ. 2010;2:201-209. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ontologicheskaya-model-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy-uchebnogo-podrazdeleniya-vuza.
Балашова И. Ю. Онтологические модели в системе информатизации образования. Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015;3(15):120–127. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ontologicheskie-modeli-v-sisteme-informatizatsii-obrazovaniya.
Долятовский В. А., Гамалей Я. В. Онтологический подход к процессам и системам обучения и образования. Образовательные технологии (г. Москва). 2018;3:76-106. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ontologicheskiy-podhod-k-protsessam-i-sistemam-obucheniya-i-obrazovaniya.
Ужва А. Ю. Автоматизированная разработка онтологической модели предметной области для поиска образовательных ресурсов с использованием анализа текстов рабочих программ. Современные проблемы науки и образования. 2013;1. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8324.
Днепровская Н. В. Метод исследования компетенций субъектов цифровой экономики. Открытое образование. 2020;24(1):4-12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-issledovaniya-kompetentsiy-subektov-tsifrovoy-ekonomiki.
Загорулько Ю. А., Боровикова О. И. Технология построения онтологий для порталов научных знаний. Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2007;5(2):42-52. https://nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/6042/06.pdf.
Данилюк А. Я., Кондаков М. А. Концепция Базовой модели компетенций цифровой экономики. М.: РУДН; 2018. 68 с.
Кондаков М. А. Разработка базовой модели компетенций цифровой экономики. Режим доступа: https://profstandart.rosmintrud.ru/upload/medialibrary/908/%D0%9E%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B5%20%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B8%CC%86%20%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8.pdf.
Днепровская Н. В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике. Статистика и экономика. 2018;15(4):16-28. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-gotovnosti-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya-k-tsifrovoy-ekonomike.
Кузнецов Н. В., Лизяева В. В., Прохорова Т. А., Лесных Ю. Г. Подготовка кадров для реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Современные проблемы науки и образования. 2020;1. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29520.
50 на 50: настраиваем смешанное обучение. Режим доступа: https://vk.com/video-193461053_456239245.
Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период. Режим доступа: policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf.